Текст статьи  ", "articleBody": "Скотт Дж. Первые государства в истории человечества: агроэкология, письменность, зерно и городские стены // Крестьяноведение. 2017. Т.2. №2. С. 6-32. DOI: 10.22394/2500-1809-2017-2-2-6-32
  • Аннотация

  • Ключевые слова

  • Об авторе

Статья посвящена «зерновой гипотезе»—поискам ответа на вопрос, почему зерновые культуры, обычно ячмень, рожь, пшеница, рис, кукуруза и просо, так тесно связаны с первыми государствами. Автор полагает, что эти культуры в наибольшей степени способствуют концентрации производства, сбору налогов, кадастровой оценке, хранению и нормированию. На подходящих почвах пшеница обеспечивает агроэкологию, результирующую в высокой плотности населения. Если бы мы оценивали сельскохозяйственные культуры с позиций досовременного сборщика налогов, то отдали бы предпочтение зерновым (прежде всего орошаемому рису), а не клубневым и корнеплодам. Иными словами, формирование государств становится возможным только тогда, когда в пищевом рационе преобладает несколько одомашненных зерновых культур. Если же рацион обеспечивают очень разные хозяйственные практики, что характерно для охотников-собирателей, подсечно-огневых земледельцев, морских торговцев и др., то государство вряд ли возникнет, поскольку в его распоряжении не будет легко поддающихся оценке и присвоению ресурсов. Государство не изобрело ирригацию для концентрации населения, не говоря уже об одомашнивании сельскохозяйственных культур,—все это изобретения догосударственных народов. Сразу после возникновения государство прилагало все усилия, чтобы поддерживать, укреплять и расширять агроэкологический фундамент своего могущества, занимаясь тем, что мы бы сегодня назвали ландшафтным обустройством. Последнее включало очистку заиленных каналов, рытье новых фидерных каналов, расселение военнопленных на пахотных землях, наказание тех, кто отказывался заниматься земледелием, расчистку новых полей, запрет не облагаемой налогом деятельности (подсечно-огневого земледелия и собирательства) и предотвращение бегства своих подданных. Первые государства стремились создавать понятный, обмеренный и единообразный ландшафт на основе налогооблагаемого зернового земледелия и удерживать на своей территории большое население, необходимое для барщинного труда, военной службы и, конечно, производства зерна. По множеству экологических, эпидемиологических и политических причин государствам часто не удавалось достичь этих целей, но они продолжали составлять предмет их самых заветных мечтаний.
«зерновая гипотеза», агроэкология, государственное строительство, концентрация населения, оседлый образ жизни, догосударственные народы, единообразный ландшафт, экологические и политические причины
Скотт Джеймс, профессор политологии и антропологии, соруководитель программы аграрных исследований Йельского университета. 208209, Нью-Хейвен, CT 06520–8206, США. E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.  
Текст статьи  " }

Первые государства в истории человечества: агроэкология, письменность, зерно и городские стены

Скотт Дж. Первые государства в истории человечества: агроэкология, письменность, зерно и городские стены // Крестьяноведение. 2017. Т.2. №2. С. 6-32.

DOI: 10.22394/2500-1809-2017-2-2-6-32

  • Аннотация

  • Ключевые слова

  • Об авторе

Статья посвящена «зерновой гипотезе»—поискам ответа на вопрос, почему зерновые культуры, обычно ячмень, рожь, пшеница, рис, кукуруза и просо, так тесно связаны с первыми государствами. Автор полагает, что эти культуры в наибольшей степени способствуют концентрации производства, сбору налогов, кадастровой оценке, хранению и нормированию. На подходящих почвах пшеница обеспечивает агроэкологию, результирующую в высокой плотности населения. Если бы мы оценивали сельскохозяйственные культуры с позиций досовременного сборщика налогов, то отдали бы предпочтение зерновым (прежде всего орошаемому рису), а не клубневым и корнеплодам. Иными словами, формирование государств становится возможным только тогда, когда в пищевом рационе преобладает несколько одомашненных зерновых культур. Если же рацион обеспечивают очень разные хозяйственные практики, что характерно для охотников-собирателей, подсечно-огневых земледельцев, морских торговцев и др., то государство вряд ли возникнет, поскольку в его распоряжении не будет легко поддающихся оценке и присвоению ресурсов. Государство не изобрело ирригацию для концентрации населения, не говоря уже об одомашнивании сельскохозяйственных культур,—все это изобретения догосударственных народов. Сразу после возникновения государство прилагало все усилия, чтобы поддерживать, укреплять и расширять агроэкологический фундамент своего могущества, занимаясь тем, что мы бы сегодня назвали ландшафтным обустройством. Последнее включало очистку заиленных каналов, рытье новых фидерных каналов, расселение военнопленных на пахотных землях, наказание тех, кто отказывался заниматься земледелием, расчистку новых полей, запрет не облагаемой налогом деятельности (подсечно-огневого земледелия и собирательства) и предотвращение бегства своих подданных. Первые государства стремились создавать понятный, обмеренный и единообразный ландшафт на основе налогооблагаемого зернового земледелия и удерживать на своей территории большое население, необходимое для барщинного труда, военной службы и, конечно, производства зерна. По множеству экологических, эпидемиологических и политических причин государствам часто не удавалось достичь этих целей, но они продолжали составлять предмет их самых заветных мечтаний.

«зерновая гипотеза», агроэкология, государственное строительство, концентрация населения, оседлый образ жизни, догосударственные народы, единообразный ландшафт, экологические и политические причины

Скотт Джеймс, профессор политологии и антропологии, соруководитель программы аграрных исследований Йельского университета. 208209, Нью-Хейвен, CT 06520–8206, США.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

 

Прочитано 1407 раз Последнее изменение июнь 04 2020

Научный журнал «Крестьяноведение»

Центра Аграрных исследований РАНХиГС при Президенте РФ. Основан в 2016 г. Выходит 4 раза в год. Регистрационный номер ПИ № ФС77-65824 от 27.05.2016.
ISSN 2500-1809. Выпуски журнала и все статьи свободно доступны на сайте.
Издатель: Издательский дом "Дело" РАНХиГС. Бумажные выпуски журнала вы  можете получить в редакции, приобрести в интернет-магазине издательства "Дело" или оформить подписку по каталогу "Пресса России" (подписной индекс Т81017). Полный список журналов РАНХиГС

  • Вышла в свет монография А.М. Никулина "Школа Чаянова: утопия и сельское развитие"

    Книга посвящена исследованию мировоззрения Александра Васильевича Чаянова (1888-1937), выдающегося экономиста, социолога, писателя, искусствоведа, футуролога, лидера организационно-производственной школы российских аграрников-экономистов первой трети XX века. Анализ научных, художественных, футурологических произведений Чаянова представлен в широком междисциплинарном контексте в сравнении с идеями ряда его современников и потомков. Основная задача книги - актуализация чаяновского интеллектуального наследия для переосмысления альтернатив сельско-городского развития нашего времени.

    Выходные данные: Никулин А.М. Школа Чаянова: утопия и сельское развитие : монография / А.М. Никулин. - М. : Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2020. - 360 с. ISBN: 987-5-85006-247-7

  • Журнал "Крестьяноведение" включён в базу UlrichsWeb

    Мы рады сообщить, что с сентября 2020 года журнал "Крестьяноведение" индексируется в базе UlrichWeb Global Serials Directory. UlrichsWeb включает в себя более информацию о более чем 30 тысячах академических журналах и других изданиях по всему миру. Включение в Ulrichs свидетельствует о высоком научном статусе и качестве наших публикаций. Каталог был основан (и позднее назван в честь) Кэролайн Ульрих, руководителя отдела периодических изданий Нью-Йоркской публичной библиотеки. Первое издание каталога вышло в 1932 году.

  • "Неудобный класс..." Теодора Шанина - на русском языке

    В издательстве "Дело" вышла из печати книга Теодора Шанина "НЕУДОБНЫЙ КЛАСС: ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ КРЕСТЬЯНСТВА В РАЗВИВАЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ: РОССИЯ, 1910–1925" (The Awkward Class: Political Sociology of Peasantry in a Developing Society: Russia, 1910-1925). Перевод с английского - Александр Соловьёв, научный редактор Александр Никулин. ISBN: 978-5-7749-1455-5. Подробности на сайте издательства

Журнал индексируется в следующих ресурсах:

 

Все журналы, издаваемые РАНХиГС (Москва)

Подписка на электронную версию

Здесь Вы можете подписаться на рассылку электронной версии журнала.
captcha 
Мы информируем подписчиков о публикации каждого номера на сайте, размещая в письмах ссылки на загрузку как номера целиком, так и отдельных статей.

Друзья и партнеры